Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах

В связи с началом пожароопасного сезона напоминаем об административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, установленной ст. 8.32 КоАП РФ.

Так, нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 100 до 400 тыс. рублей.

За выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, предусмотрен штраф на граждан в размере от 30 до 40 тыс. рублей, на должностных лиц — от 40 до 60 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. рублей.

Если указанные выше действия будут совершены в лесопарковом зеленом поясе, то штраф для граждан составит от 40 до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 до 80 тыс. рублей, на юридических лиц — от 500 тыс. руб. до 1 млн рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей, на должностных лиц — от 60 до 90 тыс. рублей, на юридических лиц — от 600 тыс. руб. до 1 млн рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 50 до 60 тыс. рублей, на должностных лиц от 100 до 110 тыс. рублей, на юридических лиц — от 1 до 2 млн рублей.

За административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.32 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Об изменениях административной ответственности за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые начнут действовать с 17.04.2024.

 В частности статья 9.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа. Нарушение данной нормы повлечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным.

Выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Смягчены требования при трудоустройстве несовершеннолетних

С 13.06.2023 в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы с письменного согласия одного из родителей (попечителя).

При этом получения письменного согласия органа опеки и попечительства не требуется. Ранее получение согласия органа опеки и попечительства для приема на работу лиц от 14 лет было обязательным.

Согласие органов опеки или иного законного представителя требуется при трудоустройстве детей, у которых нет родителей, либо они остались без попечения последних.

Об освобождении от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы

Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а также в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время.

Согласно статье 78.1 УК РФ лицо, совершившее преступление, за исключением тех, кто совершил преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также виновен в контрабанде и акте международного терроризма в указанные периоды или время, предварительное расследование в отношении которого приостановлено, освобождается от уголовной ответственности:

со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;

со дня увольнения с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья — в связи с признанием не годным к военной службе (за исключением проходящего военную службу по контракту и изъявившего желание ее продолжить); в связи с окончанием периода мобилизации, отменой военного положения и (или) истечением военного времени — для граждан, указанных в пункте 5.1 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в том числе имеющими судимость, отбывшими наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена), заключивших контракт.

Статьей 80.2 УК РФ определены основания, согласно которым лицо, отбывающее наказание за совершение преступления, кроме указанных, призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившее в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы освобождается от наказания условно. Контроль за поведением такого лица осуществляется командованием воинской части (учреждения).

Кроме этого, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен статьей 28.2, которой закреплен порядок прекращения уголовного преследования в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается на основании ходатайства командования воинской части (учреждения) в случае призыва подозреваемого или обвиняемого на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключение ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а также прохождение ими военной службы в указанные периоды или время.

Определен порядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и следственных органов (органов дознания) по вопросам прекращения уголовного преследования и приостановления предварительного расследования.

Приводится перечень категорий лиц, на которые распространяется действие закона, в том числе в отношении подозреваемого, обвиняемого, лица, отбывающего наказание, имеющего непогашенную или неснятую судимость, а также лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года.

Вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного противоправными действиями, лицами, освобождаемыми от уголовной ответственности и наказания, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Российская Федерация и Республика Беларусь договорились обмениваться информацией о нарушителях на дорогах

Федеральным законом от 02.11.2023 № 511-ФЗ ратифицировано соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Благодаря этому страны смогут обмениваться информацией о нарушителях правил дорожного движения по электронным каналам связи.

Действие соглашения распространяется в том числе на нарушения, зафиксированные с помощью дорожных камер. Средства от уплаты штрафа поступят в бюджет того государства, на территории которого он выписан, а сумма штрафа пересчитана в национальной валюте по курсу Центрального банка страны, на территории которой исполняется решение по делу об административном правонарушении.

Реализация соглашения будет способствовать повышению уровня безопасности на дорогах обоих государств и обеспечит неотвратимость наказания граждан России и Белоруссии за нарушение правил дорожного движения.

Стороны также обязуются в пределах своей компетенции обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов всех участников дорожного движения независимо от их гражданства, места жительства и места регистрации транспортных средств.

Ответственность за размещение противоправной и недостоверной информации

В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения террористических и экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, содержащих нецензурную брань, а также пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения.

Статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. К нарушениям административного законодательства отнесены:

-использование технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье;

-распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

-распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, включая фото- и видеоматериалы, а также его данные, позволяющие прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего;

-распространение сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконному изготовлению или переделке оружия, изготовлению боеприпасов и др.

Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, публичное осквернение символов воинской славы России; распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором; распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, общественной безопасности если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния также являются злоупотреблением свободой массовой информации.

Совершение указанных действий влечет за собой наложение административного штрафа. Максимальное наказание составит:

для граждан до 300 тысяч рублей в зависимости от вида нарушения;

для должностных лиц до 600 тысяч рублей;

для юридических лиц до 5 миллионов рублей.

Повторное совершение отдельных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа в повышенном размере. В этом случае наказание составит:

для граждан от 300 тысяч до 400 тысяч рублей;

для должностных лиц от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;

для юридических лиц от 5 миллионов до 10 миллионов рублей.

Также помимо административного штрафа предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.

Уточнен порядок регистрации в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2024 № 275 внесены уточнения в порядок регистрации в центрах занятости населения граждан в целях поиска подходящей работы, в том числе безработных. Изменен порядок подачи заявления, его отзыва гражданином. Так, в случае внесения изменений в заявление и резюме до дня принятия заявления центром занятости населения гражданин, обратившийся в центр занятости населения, может отозвать заявление с использованием единой цифровой платформы, или единого портала (при направлении заявления через единый портал), или регионального портала (при направлении заявления через региональный портал) и направить новое заявление в электронной форме в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909.

Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:

признание гражданина занятым в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»;

длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал;

осуждение зарегистрированного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;

отказ зарегистрированного гражданина от содействия, которое центр занятости населения оказывает в поиске подходящей работы, в случаях отзыва зарегистрированным гражданином заявления с использованием единой цифровой платформы, или единого портала (при направлении заявления через единый портал), или регионального портала (при направлении заявления через региональный портал). Отзыв зарегистрированным гражданином, не претендующим на признание себя безработным заявления в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 10 Правил, не является отказом от содействия, которое центр занятости населения оказывает в поиске подходящей работы;

смерть зарегистрированного гражданина и др.

Изменения вступили в силу с 15 марта 2024 года.

О возможности регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории с использованием единой биометрической системы

В Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 341 внесены изменения.

Начиная с 30 марта 2024 года, предусмотрена возможность регистрации гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении на основании сведений, полученных с использованием единой биометрической системы. Эта возможность распространена и на несовершеннолетних.

Наряду с этим, заселение как и ранее, осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации; свидетельства о рождении – для лица, не достигшего 14-летнего возраста; временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации; паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства и др.

О выборочном контроле алкогольной продукции

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2024 № 240 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В новой редакции предусмотрено, что в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводится выборочный контроль алкогольной продукции определенного наименования отдельного (конкретного) производителя или импортера, реализуемой организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими ее розничную продажу, в целях подтверждения соответствия такой продукции обязательным требованиям и направления такой алкогольной продукции на экспертизу.

При этом допускается проведение в течение календарного месяца не более 10 контрольных (надзорных) мероприятий в виде выборочного контроля без согласования с органами прокуратуры.

Также организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, соответствующей критерию (критериям) определения наименования алкогольной продукции отдельного (конкретного) производителя или импортера, и их торговые объекты, по месту нахождения которых проводится выборочный контроль, определяются согласно данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исходя из наличия в указанных торговых объектах 5 и более образцов алкогольной продукции, необходимых для отбора и направления на экспертизу.

В случае если по итогам экспертизы продукции, проведенной в соответствии с настоящим пунктом, установлено несоответствие указанной продукции обязательным требованиям, оценка соблюдения которых отнесена к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении контролируемых лиц, осуществивших производство и (или) оборот (в том числе импорт), за исключением розничной продажи, проводится внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом по согласованию с органом прокуратуры по месту нахождения объектов контроля.

Новшество вступило в силу 09.03.2024.

О требованиях к сдаче жилья

Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации с 03.04.2024 внесены изменения, согласно которым предусмотрено право собственника жилого помещения предоставить его гражданину на основании договора найма, в том числе краткосрочного найма, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании, при условии обеспечения соблюдения:

прав и законных интересов соседей,

правил пользования жилыми помещениями,

правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом, если такое предоставление жилого помещения нарушает жилищные права граждан, проживающих в многоквартирном доме, в котором оно расположено, граждане вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

За уничтожение первоцветов, занесенных в Красную книгу предусмотрена административная и уголовная ответственность

В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.

Зв срыв редких первоцветов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предусмотрена статьей 8.35 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. рублей, должностных лиц — от 15 до 20 тыс. рублей, юридических лиц — от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Уголовная ответственность по статье 260.1 УК РФ наступает за умышленные уничтожение или повреждение редких и особо ценных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (незаконная добыча, сбор, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или продажа таких растений, их продуктов, частей). За это могут назначить:

-обязательные работы до 480 часов;

-исправительные работы до 2 лет;

-принудительные работы либо лишение свободы до 4 лет со штрафом до миллиона рублей.

За неисполнение обязанности подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства иностранного государства предусмотрена уголовная ответственность

Согласно ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин РФ обязан подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного, а также вправе подавать уведомление об утрате гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства, уведомление об утрате гражданства (подданства) иностранного государства подаются в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации, может подать соответствующее уведомление в дипломатическое представительство или консульское учреждение. Подача таких уведомлений может быть осуществлена и в электронной форме.

За лицо, не достигшее возраста 18 лет, либо гражданина Российской Федерации, признанного недееспособным, уведомления подаются их законными представителями.

Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства подается не позднее чем в течение 60 календарных дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Гражданин Российской Федерации, не подавший уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в указанный срок, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, обязан подать уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства не позднее 60 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность (ст. 19.83. КоАП РФ), а за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации такой обязанности — уголовная ответственность (330.2 УК РФ).