Правовые основания для возврата некачественного товара
Отношения, возникающие между потребителем и продавцом, изготовителем, импортером, при продаже товаров регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ № 2300-1), обеспечивающим право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для здоровья и жизни потребителя.
Если покупатель обнаружил недостатки в товаре, он вправе потребовать замены на товар той же марки и модели или на товар другой марки и модели, но с перерасчетом цены, а также незамедлительного и бесплатного устранения недостатков купленного товара или возмещения расходов на его ремонт. Законом также установлено право потребителя на отказ от исполнения договора купли-продажи товара и возврат уплаченных денежных средств. В этом случае покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить товар с недостатками.
Если товар является технически сложным (например, это автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), вы вправе требовать возврата уплаченных за него денег (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи вам товара. Указанный срок исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара. Позднее вы можете предъявить указанные требования лишь в определенных случаях:
при обнаружении существенных недостатков товара (существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара (срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней);
если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.
Для возврата некачественного товара рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Во-первых, убедитесь, что недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи Вам товара.
Во-вторых, предъявите письменную претензию продавцу.
В-третьих, примите участие в проверке качества товара.
Срок возврата денег, уплаченных за некачественный товар, составляет 10 дней с момента предъявления требования потребителем (ст. 22 Закона № 2300-1).
В случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные требования либо оставит письменную претензию без ответа, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.