Представьте такую ситуацию: вы купили товар, а потом без вашего согласия продавец стал использовать ваш e-mail или номер телефона для направления рекламных рассылок или звонков с предложениями о покупке. Знакомо?
Нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного сбора персональных данных и неосознанную передачу их потребителем для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.
1. Если потребитель не хочет предоставлять свои персональные данные, то продавец не вправе отказать ему в заключении договора, за исключением предусмотренных законом случаев. Например, когда вы покупаете товар в интернет-магазине и желаете его забрать в пункте выдачи, то очевидно излишним будет требование продавца предоставить сведения о вашем адресе проживания, паспортные данные, СНИЛС, ИНН и пр. Объем персональных данных должен быть достаточным для исполнения договора, но и не избыточным.
С 1 сентября 2022 г. продавец может быть оштрафован за отказ заключить договор с потребителем из-за его нежелания предоставить персональные данные в избыточном объеме. Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юрлиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ).
2. Потребитель вправе устно или письменно потребовать от продавца указать причины, по которым заключение договора без передачи персональных данных невозможно. Продавец должен предоставить такую информацию: (1) незамедлительно, если она запрошена потребителем устно; (2) в течение 7 дней со дня предъявления письменного требования или требования в форме электронного документа.
Таким образом, новый закон призван систематизировать наработанные судами правовые позиции и предоставить потребителю больше возможностей для защиты своих прав.