КАК НАПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ
Письменная претензия – форма заявления, суть которого сводится к официальной фиксации нарушения прав покупателей, пользователей услуг. Составляется этот вид документа в произвольной форме.
Первая часть – кому от кого. Каждый документ начинается с «шапки». Она предназначена для адресации конкретному лицу (администратор заведения, руководитель организации) и для указания лица, составляющего претензию с указанием ФИО, адреса, контактных данных (телефон, почта, e-mail). Заполняя информацию о лице, к которому пишется обращение, рекомендуется указывать руководящую должность в последней инстанции.
Вторая часть – заголовок. Описание существенной информации начинается с заголовка документа, который стоит в центре после «шапки». Несмотря на сходство целей между жалобой, заявлением и претензией, наличие нарушения прав или условий договора, законных оснований и требований подразумевает именно последний вариант. Жалоба или заявление составляются для государственных органов с просьбой об установлении ответственности, а претензия – для стороны, нарушившей свои обязательства или права клиентов.
Третья часть – сведения. Часть документа, требующая внимания, в которой отображается всё что имеет или может иметь отношение к установлению обязательств перед клиентом.
• Дата покупки;
• Сам товар (услуга);
• Его стоимость;
• Договор, его номер и дата оформления (если имеет место)
• Гарантийные документы на товар услугу.
Когда предметом претензии является оказание услуг, например выполнение ремонта и оформление дизайна квартиры – описывается все в подробностях.
Четвертая часть – претензия. Соответствие/несоответствие гарантийных обязательств, сроков, результата выполненных работ и т. д. нужно ссылать к пунктам договора. Если возникшие недостатки не были причиной неправильного обращения пользователя, и повлекли за собой иной ущерб, это также необходимо указать в претензии.
Пятая часть – требование. Необходимо определить цель обращения:
• Обмен товара;
• Возврат средств;
• Устранение неисправности;
• Компенсация ущерба;
• Выплата неустойки или другое.
Шестая часть – приложения. В этой части документа перечисляются все прилагаемые документы (чек, договор, накладная, заключение сервисного центра).
Все перечисленные пункты заверяются подписью с расшифровкой справа, датой – слева. Оригинальная претензия дублируется. Один вариант – для стороны, нарушившей условия, должен содержать подпись заявителя. Второй – для заявителя, должен содержать подпись продавца или другого представителя с отметкой о получении претензии, датой и подписью с расшифровкой. С этого момента реакция на претензию должна быть не позднее чем через 10 дней.
В отдельных случаях этот срок может быть другим. Так, на обмен товара законодательство выделяет одну неделю. В случае отправки товара поставщику для экспертизы и дальнейшего устранения недостатков товара – до 45 дней.
Потребитель имеет возможность обратиться с претензией в течение гарантийного периода, установленного изготовителем.