1. Внесены изменения в законодательство об ипотеке. Федеральным законом РФ от 12.06.2024 № 140-ФЗ, вступающим в силу с 11.09.2024, внесены изменения в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», позволяющие гражданам-заемщикам по ипотечным кредитам самостоятельно продать заложенное имущество для последующего погашения обязательств по договору ипотеки. Об этом гражданин-заемщик в любой момент в течение срока действия кредитного договора или договора займа, но до обращения залогодержателем взыскания на заложенное имущество, должен направить залогодержателю заявление о самостоятельной реализации залогодателем имущества. На продажу предмета залога, включая государственную регистрацию перехода права собственности и полное погашение обязательств по кредитному договору или договору займа, отведено 4 месяца со дня получения залогодержателем уведомления об этом. Выдавший ипотечный кредит, получив заявление о самостоятельной продаже имущества, при отсутствии ограничений в течение 10 рабочих дней со дня его получения должен направить гражданину уведомление о согласовании, указав в т.ч. сумму требований, рассчитанную на день окончания срока реализации залогодателем имущества, минимальную цену, по которой заложенное имущество может быть продано, порядок ведения расчетов, даты начала и окончания срока самостоятельной реализации имущества. 2. О государственной поддержке многодетных семей по оплате ипотечного жилищного кредита. Федеральным законом от 12.06.2024 № 137-ФЗ, вступившим в силу в тот же день, внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, касающиеся государственной поддержки многодетных семей по оплате ипотечного жилищного кредита. Родителям — гражданам РФ, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2030 года (ранее – 2023 года) родились третий ребенок или последующие дети, являющимся заемщиками по ипотечному жилищному кредиту в рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по нему в размере задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Условие предоставления государственной поддержки — кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2031 года. Выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения, признанного непригодным для проживания. В случае, если кредитный договор заключается на приобретение жилья, ранее являвшегося обеспечением обязательств другого гражданина по ипотечному жилищному кредиту, в отношении которого ранее были реализованы меры государственной поддержки, за предоставлением мер поддержки гражданин вправе обратиться не ранее истечения одного года с даты реализации предыдущей меры поддержки. Из перечня субъектов, которые вправе выдавать ипотечные займы, исключены организации, уполномоченные единым институтом развития в жилищной сфере (акционерным обществом «ДОМ.РФ»). Названное положение не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договоры займа с такими организациями до 12.06.2024. С этого дня меры государственной поддержки в отношении договоров займа, заключенных с указанными организациями, реализуются при условии их заключения до 12.06.2024 и государственной регистрации предмета ипотеки либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве не позднее 15 календарных дней после названной даты. 3. Категории граждан, которые смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без банковской комиссии. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 1059-р утвержден перечень физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения (вознаграждения) при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Так, к указанным категориям относятся: лица старше 18 лет, входящие в состав многодетной семьи; инвалиды, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; пенсионеры. Данное распоряжение вступает в силу 01.07.2024. 4. Вводится уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов. Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ с 1 июля 2024 года вводится уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренная статьей 217.3 Уголовного кодекса РФ. Наказание последует за нарушение требований лицом, ранее неоднократно привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние в случае, если его действия (бездействие) повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, либо причинило ущерб на сумму более 1 миллиона рублей. Под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение 180 дней. Меры наказания в зависимости от тяжести содеянного могут применяться в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до семи лет. Одновременно виновное лицо может быть лишено судом права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Новый уголовный состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые ответственность предусмотрена статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса РФ соответственно. Следует учитывать, что конкретные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются уполномоченными органами в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Они дифференцируются в зависимости от характера деятельности или принадлежности таких объектов. Так, например, с 12.03.2024 в действие вступили требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Минпромторга России, и актуализированная форма паспорта безопасности этих объектов (территорий). Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258. 5. Изменения законодательства об исполнительном производстве. Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 47 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». С 01.07.2024 установлен предельный срок окончания исполнительного производства при фактическом исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе. Теперь постановление об окончании исполнительного производства при фактическом исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, должно быть вынесено в течение 3 дней со дня поступления из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации об уплате должником задолженности в полном объеме в Федеральную службу судебных приставов либо перечисления денежных средств взыскателю в порядке, установленном статьей 110 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При окончании исполнительных производств в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, постановление выносится в течение 3 дней со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно. 6. О создании общедоступного реестра должников по алиментам. Федеральным законом РФ от 29.05.2024 № 114-ФЗ, вступающим в силу с 29.05.2025 внесены изменения в ст. 6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» о банке данных в исполнительном производстве. Создается общедоступный реестр должников по алиментам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание н/л или нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск. Исключение из реестра производится при полном погашении долга. 7. Особенности труда несовершеннолетних. Порядок трудоустройства несовершеннолетних регламентирован Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) в зависимости от их возраста. В соответствии со ст. 20 ТК РФ вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет. Допускается заключение трудового договора с работниками более раннего возраста. Согласно ст. 63 ТК РФ с письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы. Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя. Перечень работ, на которых нельзя применять труд работников, не достигших возраста 18 лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». Несовершеннолетних нельзя привлекать к работе, выполнение которой может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например, работы с вредными и опасными условиями труда, игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, материалами эротического содержания. Для несовершеннолетних работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени: для шестнадцатилетних лиц она составляет не более 7 часов в день и 35 часов в неделю, для пятнадцатилетних – 5 часов в день и 24 часов в неделю, для четырнадцатилетних – не более 4 часов в день и 24 часов в неделю. Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 4 часа. В соответствии со ст. ст. 69, 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат такому осмотру, который осуществляются за счет средств работодателя. Направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни положениями трудового законодательства запрещено (ст. 268 ТК РФ). Статья 271 ТК РФ регламентирует особенности оплаты труда несовершеннолетних работников. Так, при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При этом работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств. В силу ст. 269 ТК РФ расторгнуть трудовой договор с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя можно только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 8. Изменены правила выдачи государственных сертификатов на маткапитал. С 13.05.2024 действуют изменения, внесенные приказом Минтруда России от 28.03.2024 № 152н в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Изменения в Правила выдачи государственных сертификатов на маткапитал внесены в целях реализации положений Федерального закона от 25.12.2023 № 634-ФЗ, которыми установлено, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются только лицам, имеющим российское гражданство на день рождения ребенка, и только при условии, что ребенок приобрел российское гражданство по факту рождения. 9. Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов. В силу ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В ст. 92 ТК РФ перечислены категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Так, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю. В случае нарушения указанных требований трудового законодательства работодатель подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. 10. Право детей-инвалидов на получение пенсии. Государство проводит последовательную социально-ориентированную политику, направленную на поддержку незащищенных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних. Вопрос пенсионного обеспечения регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами несовершеннолетние граждане имеют право на следующие виды пенсионного обеспечения: пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию ребенку-инвалиду, социальную пенсию инвалидам с детства, а также социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны. Страховая пенсия в соответствии с пунктом 18 статьи 21 Федерального закона № 166-ФЗ независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи ими в пенсионный орган заявления об этом. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем ее зачисления на счет в кредитной организации или вручения организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии). 11. Приняты дополнительные меры по противодействию вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Федеральным законом от 29.05.2024 № 111-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение трех или более преступлений небольшой и средней тяжести. За совершение предусмотренного новой нормой криминального деяния установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового. Ранее действия по вовлечению детей в совершение нескольких преступлений небольшой и средней тяжести квалифицировались по ч. 1 ст. 150 УК РФ и наказывались лишением свободы на срок до 5 лет. Принятие закона позволит предупредить вовлечение детей и молодежи в противоправную деятельность, в том числе в акты вандализма и хулиганства, незаконные публичные мероприятия, заведомо ложное информирование о минированиях зданий и сооружений. Новая редакция уголовного закона вступит в силу 9 июня 2024 года. 12. В каких случаях действия лица, нашедшего вещь, могут быть расценены как кража. Статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за кражу, то есть за тайное хищение чужого имущества. Согласно ст. 227 Гражданского кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь. Если собственник или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления. Согласно статье 228 Гражданского кодекса Российской Федерации если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь, то нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Конституционный суд Российской Федерации разъяснил в каких случаях найденную вещь следует считать украденной: — лицу известно о личности собственника найденной вещи; — нет оснований полагать что вещь выбросили; — лицо пытается скрыть вещь, источник ее получения, факт принадлежности другому лицу: — лицо видит, как собственник теряет вещь и имеет возможность сообщить об этом, но лишь обращает потерянную вещь в свою пользу. Преступными также будут признаны действия, если лицо, обнаружившее найденную вещь, совершает сокрытие найденной вещи (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и т.д.) либо сокрытие (уничтожение) признаков, позволяющих индивидуализировать это имущество или подтвердить его принадлежность законному владельцу (вытаскивает сим-карту из телефона, вынимает его из чехла и т.д.). 13. Внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральным законом от 22.04.2024 № 91-ФЗ внесены изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Теперь сверхурочная работа будет оплачиваться исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. Новая редакция закона позволит обеспечить более эффективную защиту работников, чей труд оплачивается по бестарифной, сдельной и иным системам оплаты. Поправки вступят в силу с 01.09.2024. Также Федеральным законом от 06.04.2024 № 70-ФЗ ТК РФ дополнен статьей 264.1, запрещающей расторжение по инициативе работодателя трудового договора с супругой (супругом) погибшего (умершего) ветерана боевых действий в течение года с момента гибели (смерти). Данное правило не распространяется на случаи увольнения работника ввиду ликвидации организации, грубого нарушения им трудовых обязанностей или их неоднократного неисполнения, совершения виновных действий материально ответственным лицом или аморального поступка работником, выполняющим образовательные функции, а также в случае предоставления фиктивных документов при трудоустройстве. Закон вступил в силу с 06.04.2024. 14. Новые меры социальной поддержки для инвалидов. Статьёй 3 Федерального закона от 28.04.2023 № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающей в силу с 01.09.2024, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) дополнен статьёй 9.1. Указанной нормой в Федеральный закон № 181-ФЗ введён новый термин – сопровождаемое проживание инвалидов, представляющие собой новую меру поддержки для лиц с инвалидностью старше 18 лет, направленную на их реабилитацию, социализацию, а также осуществлению ими трудовой функции, досугу и общению. В сопровождаемое проживание инвалидов включены следующие услуги: 1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании; 2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков; 3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг; 4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании. В соответствии с новой нормой Федерального закона № 181-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность установить: примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов; критерии, применяемые для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалида (с учётом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объёма, периодичности и продолжительности предоставления услуг; порядок организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов. Также в Федеральный закон № 181-ФЗ введена ст. 20.1, посвященная социальной занятости инвалидов, направленная на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, которая осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе. Согласно положениям данной статьи органы государственной власти субъектов РФ определяют организации, уполномоченные на осуществление социальной занятости инвалидов. Таким образом, изменения, внесенные ФЗ № 137-ФЗ, расширяют и дополняют меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ № 181-ФЗ для лиц с инвалидностью и направлены на их вовлечённость в жизнь общества. 15. Безопасность ребенка в информационном пространстве. Все знают о том, что Интернет является информационнотелекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой открыт для неопределенного круга лиц. Однако, неограниченный доступ детей к информации не всегда способствует развитию здорового мышления, напротив, иногда может негативно отразиться на здоровье ребенка. Если Вы столкнулись с информационными материалами для детей без соответствующего обозначения, или это обозначение, по Вашему мнению, не соответствует содержанию, следует обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Законодателем определен перечень информации, который без проверки запрещен для распространения на территории нашей страны. Это информация, направленная на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Блокировка подобной информации осуществляется Роскомнадзором во внесудебном порядке через официальный сайт органа. Перечень такой информации определен Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В остальных случаях блокировка осуществляется на основании решения суда. Необходимо учитывать, что Интернет — крупнейшая в мире площадка для дистанционного общения и здесь возникает целый ряд моментов и ситуаций, которые могут принести больший вред, чем несоблюдение возрастных ограничений. Хотя законом такого рода общение не запрещено, ограничить его можно только путем бесед с ребенком. Если Ваш ребенок столкнулся в ходе общения в Интернете с собеседником, который: — явно и открыто склоняет к совершению какого-либо преступления или рассказывает о том, как его совершить, или обещает каким-либо образом помочь в его осуществлении; — предлагает приобрести наркотические вещества, табачную или алкогольную продукцию; — завлекает в какие-либо организации, союзы; — приглашает принять участие в политических митингах и акциях; — присылает или демонстрирует материал, не предназначенный для ребенка, например, порнографического характера или жестокого обращение с животными; — пытается склонить к интимной связи; — оскорбляет, унижает или угрожает самому ребенку или его друзьям, родственникам; — интересуется конфиденциальной информацией о ребенке или его родителях – помогите ему прекратить такое общение и незамедлительно сообщите о данном факте в правоохранительные органы. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, но в то же время не поддавался манипуляциям извне. Не лишним будет установка на его телефон программы «Родительский контроль», которая позволит отслеживать какие сайты ребенок посещает, с кем переписывается. Вовремя обратившись за помощью в правоохранительные органы, вы не только оградите собственного ребенка от посягательств посторонних людей, но и, возможно, предотвратите будущие преступления. 16. Как смена номера мобильного телефона может стать ловушкой мошенников. Злоумышленники научились получать доступ к личным кабинетам на портале «Госуслуги», банковским счетам, электронной почте через сим-карты, которые ранее принадлежали другим лицам. Номера мобильных телефонов повторно поступают в продажу в том виде, в каком их оставили прежние владельцы с сохранением привязки к аккаунтам в социальных сетях и различным приложениям. В продажу в салоны сотовой связи такие сим-карты выпускаются операторами мобильной связи через 1-2 месяца после расторжения договора с абонентом – пользователем услуг сотовой связи. При этом, оператор мобильной связи самостоятельно отключить доступ к таким сведениям не может, а прежний владелец теряет доступ к ним. В целях получения доступа к персональным данным, злоумышленники пытаются восстановить доступ к различным аккаунтам, в том числе в личном кабинете «Госуслуги», в целях оформления кредитов и микрозаймов от имени жертвы (путем сброса пароля на мобильный телефон, находящийся в пользовании мошенника). Будьте внимательны при смене номера мобильного телефона! Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо следить за актуальностью привязки важных аккаунтов, установить дополнительную защиту (например, уведомление о входе в аккаунт). 17. Осторожно, мошенническая схема: «А вы продлили договор по использованию (обслуживанию) SIM -карты?» В последнее время достаточно распространенной схемой для мошенников стало предложение по продлению либо подтверждению номера мобильного телефона. Как правило, злоумышленник начинает телефонный разговор с информирования о том, что срок обслуживания SIM-карты заканчивается. Если его не продлить, то номер мобильного телефона переходит другому лицу. В офис сотовой компании при этом, как утверждает мошенник приезжать не обязательно – все можно сделать через личный кабинет «Госуслуги», для чего достаточно сообщить код из смс-сообщения. Далее жертве приходит CMC-сообщение с кодом доступа в личный кабинет портала «Госуслуги». Сообщая данный код доступа мошенникам — тем самым Вы передаете им доступ ко всей персональной информации. Гражданам следует помнить о том, что операторы сотовой связи не продлевают абонентские договора по использованию или обслуживанию SIM-карт, не просят пароли от личного кабинета «Госуслуги» или других приложений. Важно знать, что абонентские договора по использованию или обслуживанию SIM-карт являются бессрочными и расторгаются только по желанию пользователя и при личном посещении салона связи.