Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга

Муниципальный
округ Юго-Запад

МО Юго-Запад Санкт-Петербург • Статьи Прокуратуры Красносельского района за декабрь
Статьи Прокуратуры Красносельского района за декабрь

1. Внесены дополнения в Правила признания лица инвалидом.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2023 № 1887, вступившим в силу с 25.11.2023, внесены дополнения в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588.

Предусмотрено, что при первичном признании гражданина инвалидом группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается гражданам, имеющим дефекты и деформации, связанные с ампутацией конечностей или отсутствием их частей вследствие военной травмы, если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, или вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании.

2. Меры социальной поддержки для военнослужащих пограничных органов.

Указом Президента РФ от 08.11.2023, вступившим в силу в тот же день, на военнослужащих пограничных органов, обеспечивающих безопасность РФ с 30.09.2022 на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции, распространены дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 18.04.2022 № 209 в виде: единовременной выплаты в сумме 5 млн. рублей членам семьи в случае смерти военнослужащего; выплаты военнослужащим в случае ранения 3 млн. рублей; зачета в стаж для назначения пенсии 1 дня за 2 службы на названном участке границы и 1 месяца за 2 времени нахождения военнослужащего на излечении в медицинской организации.

3. Список наркотических средств, оборот которых в РФ запрещен, дополнен.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 № 1909, вступающим в силу с 17.03.2024, дополнен раздел «Прекурсоры» списка наркотических средств, оборот которых в РФ запрещен.

Одновременно поправки внесены в крупный и особо крупный размер прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 УК РФ.

4. Утверждены новые Правила информирования гражданина о правах.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 № 1910 утверждены новые Правила информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления, вступающие в силу с 01.01.2024.     

Одновременно признается утратившим силу аналогичное постановление Правительства от 03.12.2020 № 1994.

Предусмотрено, что информирование осуществляется с использованием личного кабинета на едином портале, единого телефонного номера, при личном посещении гражданином органов государственной власти, предоставляющих меры соцзащиты, МФЦ и МСЭ.

Установлен порядок идентификации гражданина и объем предоставляемой информации.

5. Утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу.

Приказом Минтруда РФ от 26.07.2023 N 603н, вступившим в силу с 27.10.2023, утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Положения названного документа применяются в отношении отдельных категорий граждан из числа ветеранов, приобретших протезы (кроме зубных) и протезно-ортопедические изделия (инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», «Жителю осажденного Севастополя», «Жителю осажденного Сталинграда», а также лиц, работавших на объектах обороны в пределах тыловых границ фронтов).

Компенсация выплачивается территориальными органами Социального Фонда России в  размере стоимости приобретенного технического средства и (или) оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного технического средства и (или) однородной услуги, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

6. Социальный налоговый вычет по расходам на обучение.

Основания и порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение установлен в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик-родитель (опекун или попечитель) имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за обучение своих детей по очной форме обучения в возрасте до 24 лет (подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения, бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения).

Также социальный налоговый вычет по расходам на обучение вправе получить физическое лицо, оплатившее собственное обучение любой формы.

В настоящее время размер налогового вычета на свое обучение составляет не более 120 тыс. рублей за налоговый период, при этом, указанный размер рассчитывается в совокупности с другими налоговыми вычетами, за исключением расходов на обучение детей, подопечных и дорогостоящего лечения.

Размер налогового вычета на обучение своих детей или подопечных определяется в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

В апреле 2023 года в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым, с 1 января 2024 года размер предусмотренных налоговых вычетов увеличивается до 150 тыс. рублей и 110 тыс. рублей соответственно.

Социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности, при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении предпринимателем образовательной деятельности.

Следует обратить внимание, что вычетом нельзя воспользоваться, если оплата за обучение произведена за счет материнского (семейного) капитала.

Для подтверждения права на данный вычет нужно представить документы, подтверждающие факт оказания образовательных услуг ребенку налогоплательщика. Такими документами могут быть: договор с учебным заведением с указанием в нем очной формы обучения ребенка; копии лицензии на осуществление образовательной деятельности; копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты обучения ребенка.

Для получения социального вычета необходимо заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, подготовить документы, подтверждающие право на получение социального вычета и предоставить их в налоговый орган по месту жительства.

7. Введена административная ответственность за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе.

Федеральным законом РФ от 31.07.2023 № 404-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2023, введена  административная ответственность  должностных и юридических лиц  за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации, выразившееся в несвоевременном оповещении о явке на сборные пункты мобилизованных, неисполнении обязанности по поставке техники в соответствии с мобилизационными планами (ст. 19.38 КоАП РФ).

Усилена ответственность названных лиц за непредоставление в военкомат списков граждан подлежащих первичной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ).

Также увеличен размер штрафов на граждан по ст. 21.5 КоАП РФ за неявку по повестке или вызову в военкомат (от 10 до 30 тыс. руб.), несообщение в военкомат об изменении семейного положения, образования, места работы, переезде на новое место жительства (от 1 до 5 тыс. руб.).

8. О повышении призывного возраста.

Федеральным законом РФ от 04.08.2023 № 439-ФЗ внесены изменения в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», повышающие до 30 лет границу призывного возраста, вступающие в силу с 01.01.2024.

Указом Президента РФ от 04.09.2023 № 660 внесены изменения в Указ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий Российской Федерации», в соответствии с которыми  с 1 января 2024 года гражданам, работающим в аккредитованных IT-компаниях, будет предоставлено право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 30 лет.

9. Об изменениях в законодательстве об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Федеральным законом РФ от 04.08.2023 № 455-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступающие в силу с 02.03.2024.    

 Предусмотрена возможность заключения владельцем транспортного средства краткосрочного договора обязательного страхования на срок от 1 дня до 3 месяцев.

10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.

Федеральным законом РФ от 04.08.2023 № 460-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2024, внесены изменения в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ст.ст. 7 и 12), в соответствии с которыми право женщин на получение материнского капитала и направление этих средств на формирование накопительной пенсии распространено на мужчин.

11. О новых правилах рассмотрения гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 22.11.2023 № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» установлены новые правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Документ вступил в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 22 ноября 2023 года.

Так лица, в отношении которых решения о приеме в гражданство Российской Федерации приняты в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и которые не принесли Присягу гражданина Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Указа, приносят ее в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа.

По истечении указанного срока такие лица, если они не принесли Присягу гражданина Российской Федерации, считаются не приобретшими гражданства Российской Федерации, а решения об их приеме в гражданство Российской Федерации – недействительными.

12. Изменения в закон об образовании.

Федеральным законом от 24.06.2023 № 264-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Так, прохождение военной службы по призыву отнесено к числу индивидуальных достижений лиц, поступающих в колледжи и вузы.

Также в качестве индивидуального достижения при поступлении учитываются прохождение военной службы по контракту, военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ, пребывание в добровольческих формированиях в соответствии с контрактом о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в ходе СВО.

Кроме этого, законом право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах отдельной квоты получили:

участники СВО;

дети медицинских работников, умерших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении ими трудовых обязанностей, по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования.

13. Предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н. В указанный перечень заболеваний входят туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками и иные заболевания.

Предоставляемое гражданам жилое помещение по договорам социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта. Нормы предоставления жилого помещения устанавливаются органами местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.02.2021 № 3-П разъяснил, что при предоставлении жилья гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, учитывается площадь, необходимая для нахождения его опекуна или его проживания как члена семьи подопечного.

14. Законодателем определен 3-х дневный срок окончания исполнительного производства.

Федеральным законом от 24.06.2023 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 47 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об установлении срока окончания исполнительного производства.

В связи с изменениями, которые вступят в силу с 01.07.2024, постановление об окончании производства приставы-исполнители станут выносить не позже трех дней с даты, когда из системы о государственных и муниципальных платежах в Федеральную службу судебных приставов поступят сведения о том, что долг полностью погашен.

Аналогичный порядок вводится при окончании исполнительных производств из-за отсутствия у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Постановление будет выноситься в течение 3 дней со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о невозможности взыскания по исполнительному документу.

В настоящее время законодательством не определен срок на оформление постановления об окончании производства.

15. Расширены случаи освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 14.11.2023 № 533-ФЗ внесены изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, с 01.01.2024 не подлежат налогообложению доходы в виде грантов, премий, призов, подарков в денежной, натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, перечень которых утвержден высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа муниципального образования, в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения таких соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 данной статьи) и предоставления помещения во временное пользование, полученные налогоплательщиком за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Кроме того, освобождены от уплаты налога физические лица, получившие доходы в виде единовременного денежного поощрения, полученные налогоплательщиками в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2008 № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава», Указом Президента Российской Федерации от 15.08.2022 № 558 «О некоторых вопросах совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации».

16. Незаконное перемещение физическими лицами немаркированной никотинсодержащей продукции наказуемо.

Федеральным законом от 19.10.2023 № 502-ФЗ внесены изменения в статью 14.53.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно новой редакции ст. 14.53.1 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации запрета на перемещение (транспортировку) по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции, табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками, средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также никотинсодержащей продукции, не маркированной средствами идентификации, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных статьей. 16.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 тыс. руб. с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Изменения вступили в силу с 30 октября 2023 года.

17. Об изменениях в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 02.11.2023 № 519-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно поправкам в закон изменилась процедура исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Так, сведения о принятии решения о предстоящем исключении из реестра стали вноситься в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Изменениями установлены новые основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ: принятие арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей по денежным обязательствам, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; наличие оснований, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Также устанавливается, что при принятии решения о предстоящем исключении возражения против такой процедуры могут быть направлены в регистрирующий орган лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются. Следовательно, заинтересованное лицо должно устранить причину, которая стала основанием для начала процедуры исключения.

18. Об ответственности за ненадлежащее содержание общедомового имущества, в том числе кровли по очистке от наледи и сосулек.

Одной из важнейшей задачи благоустройства в зимний период является очистка кровли от снега и наледи, которые представляют угрозу для здоровья и жизни граждан. В целях предотвращения наступления несчастных случаев необходимо регулярно производить очистку крыш, а также уборку придомовой территории от снега и льда.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Очистка общедомового имущества жилых домов от снега и наледи, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляется управляющими компаниями и лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. Эти работы, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», являются обязательными в рамках работ по содержанию жилья.

За ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 4 до 5 тысяч рублей,

на юридических лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей.

Кроме этого, в случае причинения вреда здоровью или имуществу гражданина он вправе взыскать его в судебном порядке в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

19. О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Согласно статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а также имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Федеральным законом от 13.06.2023 № 212-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которым определены основания недействительности основных документов, удостоверяющих личность гражданина при осуществлении выезда и въезда в Российскую Федерацию. К ним отнесены: утрата паспорта, истечение срока его действия, смерть владельца паспорта, невозврат дипломатического и служебного паспортов без уважительной причины, изменение личных данных владельца паспорта, прекращение гражданства Российской Федерации, оформление паспорта на похищенном бланке и другие. Сведения о недействительности паспорта подлежат учету в органах внутренних дел.

Кроме того, внесены дополнения в перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации при осуществлении въезда и выезда за пределы Российской Федерации. Так, для пересечения границы помимо паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории России, дипломатического и служебного паспортов, в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, также действителен внутрироссийский паспорт, а для несовершеннолетних граждан России, не достигших возраста 14 лет, — свидетельство о рождении.

Уточнен порядок временного ограничения права на выезд из Российской Федерации. Органы и организации, принявшие такое решение, не позднее трех рабочих дней выдают гражданину (или его законному представителю) уведомление, в котором указывают основания и срок ограничения либо знакомят с принятым решением под роспись.

Если ограничение выезда из Российской Федерации связано с наличием у гражданина допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, призывом на военную или альтернативную службу, то его загранпаспорт в течение пяти дней должен быть передан на хранение в государственный орган или организацию, заключившие с гражданином трудовой договор, (контракт) и принявшие решение об ограничении права на выезд.

В случаях, если выезд гражданина из Российской Федерации ограничен в связи с привлечением в качестве обвиняемого, осуждения за совершенное преступление, уклонение от исполнения обязательств, наложенных на него судом, признании несостоятельным (банкротом), его паспорт подлежит изъятию судом, следственными органами, пограничными органами федеральной службы безопасности, таможенными и другими органами в пределах их компетенции и направляются в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Изменения вступили в силу 11 декабря 2023 года.

20. Навязывание потребителю дополнительных товаров за плату наказуемо.

Федеральным законом от 19.10.2023 № 505-ФЗ внесены изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Нарушение иных прав потребителей». Начиная с 30.10.2023, административная ответственность наступает за навязывание дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату в следующих случаях: если до покупки основных товаров, работ либо услуг потребителю предложили сделать дополнительные покупки или заключить какие-либо соглашения под предлогом их обязательности, а также если в договоре установили, что покупка основных товаров, работ или услуг обусловлена приобретением дополнительных услуг (если это не предусмотрено законом).

За указанные деяния предусмотрен административный штраф для должностных лиц от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

В настоящее время административная ответственность наступает за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения требований потребителя, которые связаны с нарушением его прав. В этом случае штраф для должностных лиц составит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

21. Изменение формулировки увольнения в случае совершения коррупционных правонарушений.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в этом году был дополнен статьей 13.5 и предоставил прокурорам новые полномочия. Теперь, в случае если лицо, в отношении которого было принято решение о проверке достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, уволилось в ходе ее проведения либо до принятия решения о применении к нему взыскания, материалы такой проверки передаются в органы прокуратуры.

При этом после получения материалов незавершенной проверки Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры принимают решение о проверке достоверности и полноты представленных проверяемым лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В свою очередь, указанные должностные лица прокуратуры при наличии оснований теперь наделены полномочиями по обращению в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) таких лиц.

В случае удовлетворения данного заявления формулировка увольнения (прекращения полномочий) будет изменена на увольнение (прекращение полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

22. Уточнены положения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в части проведения фото-и видеосъемки на избирательных участках, предоставления кандидатом обязательных сведений.

С 14.11.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.11.2023 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», которым уточнены требования к проведению фото- и видеосъемки на избирательных участках, предоставлению кандидатом обязательных сведений.

Так, поправками предусмотрено, что фото- и видеосъемку на избирательных участках могут осуществлять лица, имеющие в соответствии с законом право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Установлена необходимо сохранять конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах.

Осуществление фото- и видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром воинской части.

В случае появления судимости у зарегистрированного кандидата на выборах Президента Российской Федерации такой кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.

23. Выросли штрафы за нарушения в сфере воинского учета.

С 01 октября 2023 года ужесточили наказание для тех, кто не выполняет обязанности по воинскому учету.

В частности, если не оповестить гражданина о вызове в военкомат или не обеспечить явку по повестке, должностные лица заплатят от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а юрлицо от 350 тыс. до 400 тыс. рублей.

Аналогичная ответственность ждет тех, кто не представляет в военкомат списки для первоначальной постановки на воинский учет.

Также, ужесточили наказание для физлиц. Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

— неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, — может повлечь наложение административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;

— несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией — предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

— несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий – грозит наложением административного штрафа в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей;

— несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, — может повлечь наложение административного штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

24. Уголовная ответственность за взяточничество.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений, наиболее общественно опасным из которых является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

В широком смысле под взяточничеством понимается получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Кроме того, установлена ответственность за получение и дачу мелких взяток, то есть не превышающих 10 000 рублей (ст. 291.2 УК РФ).

Под получением взятки подразумевается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Дача взятки –передача должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничеством во взяточничестве является непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, то есть свыше 25 000 рублей.

Мелкое взяточничество – получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Максимальное наказание за получение и дачу взятки предусмотрено в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

Максимальным наказанием за посредничество во взяточничестве является лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

Максимальное наказание за мелкое взяточничество – лишение свободы на срок до трех лет.

Вместе с тем необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

25. Введена уголовная ответственность за незаконные действия коллекторов.

Федеральным законом от 10.07.2023 № 323-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Так, законодателем введена статья 172.4, согласно положениям которой совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких являются уголовно наказуемыми деяниями.

При этом уголовной ответственности подлежат лица, действующие от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работник организации-кредитора, либо лицо, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицо, действующее от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права.

Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Квалифицированные составы указанного преступления, такие как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; с применением насилия, опасного и не опасного для жизни и здоровья; с уничтожением или повреждением имущества; в крупном и особо крупной размере предусматривают безальтернативное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до 10 лет с дополнительным наказанием в виде штрафа и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

26. Как законно выбросить строительный мусор.

Организация вывоза строительных отходов, отходов садоводства и огородничества, а также автомобильных запчастей и грунта регулируется законодательством и требует размещения этих отходов на специализированных полигонах. Однако, некоторые люди пренебрегают этими правилами и вывозят отходы самостоятельно или с помощью недобросовестных организаций. Это может привести к созданию свалок и загрязнению окружающей среды, что является административно и уголовно наказуемыми деяниями. При всей предусмотренной законом ответственности, ущерб, нанесенный природе, может быть невосполним.

К строительным отходам относятся: крупногабаритный (напольные покрытия, оконные рамы и пр.), легкий мусор (строительные пленки, куски теплоизоляции, покрышки и пр.), мусор после завершения строительства (обои, бой кирпича, доски и пр.).

Выбрасывать строительный мусор в контейнеры возле дома также категорически запрещено и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ. При загрузке в мусоровоз такие отходы могут поломать пресс, а при неверной утилизации – нанести вред окружающей среде.

В целях сохранения чистоты природы за вывозом строительных отходов необходимо обратиться к компаниям, имеющим специальную лицензию. Список таких организаций доступно получить у управляющих компаний.

Кроме того, на сайте http://premio-spb.ru/content_39#3 имеется информация о пунктах по бесплатному приему шин для утилизации, расположенных в г. Санкт-Петербурге.

27. Сервис знакомств, как место совершения преступления.

В настоящее время наблюдается рост числа жертв злоумышленников, которые постоянно изобретают новые способы хищения денежных средств у граждан.

Большой популярностью пользуются сервисы знакомств, ими не пренебрегают пользоваться преступники с целью похитить денежные средства у пользователей. Так, одним из видов преступлений посредством сервиса знакомств является вымогательство, которое связано с ведением с пользователем интимной переписки, в том числе обменом фотографий. После получения необходимых материалов злоумышленники требуют выплату денежных средств взамен нераспространения в сети «Интернет» переписки и интимных фотографий, которые могут порочить честь и достоинство.

Кроме того, ведя переписку с пользователями мужчинами злоумышленник может указать, что является несовершеннолетней девушкой и в обмен на несообщение в правоохранительные органы данных сведений потребует перевода на указанным им счет денежных средств.

Указанные действия являются уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 163 УК РФ.

В случае выдвижения неизвестными лицами подобных требований Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы.

28. Высокий доход от «финансовых экспертов» — обман или реальность?

Распространяется такой способ мошенничества как размещение в сети «Интернет», в т.ч. социальных сетях рекламы инвестиционных компаний, обещающей получение высокого дохода в короткий срок.

Переходя на сайт такой компании, некоторые, не задумываясь о последствиях, заполняют предложенную анкету, внося персональные данные о мобильном телефоне и собственном имени, после чего поступает звонок от якобы финансового эксперта компании.

В ходе беседы предлагается пройти обучение торгам на бирже, что при наличии согласия осуществляется в онлайн режиме при постоянной поддержке «эксперта», который не только отвечает на вопросы, но и оказывает помощь в создании личного кабинета, пополнении «собственного» счета денежными средствами путем их перевода по предложенному номеру телефона.

В качестве приманки используется поддельный сайт одной из крупных инвестиционных компаний. Для поддержания уверенности в реальности происходящего на счет гражданина периодически поступают небольшие денежные средства под видом выигрышей на торгах.

Дальше – больше. Предлагается совместно вступить в торги на крупную сумму, чтобы получить еще больший доход. Многие, втягиваясь в такую аферу, берут кредиты, в т.ч. и под залог единственного жилья, переводя деньги мошенникам.

Чтобы не попасть в ловушку, знайте — оказание инвестиционных и брокерских услуг лицензируемый Центральным банком России вид деятельности.

Прежде чем принять решение – проверьте наличие у организации лицензии, воспользовавшись официальным сайтом ЦБ РФ, где опубликованы соответствующие реестры.

Всегда проверяйте подлинность сайта организации, с которой хотите вступить в коммерческие отношения, для чего сравните каждый знак в адресной строке браузера с указанным в реестре ЦБ РФ.

Помните, что, переводя денежные средства по номерам телефонов, Вы своими руками отдаете их мошенникам.

29. Как отличить поддельный сайт.

Растет популярность онлайн-платежей, а вместе с нею число мошеннических действий в сети.

Один из самых распространенных видов мошенничества — создание сайтов-двойников. Внешне они очень похожи на официальные сайты банков, государственных органов, платежных систем или онлайн-магазинов, в т.ч. веб-страниц по продаже авиабилетов, турпутёвок, мест в гостиницах и санаториях.

Основная цель мошенников — получить доступ к личным данным или финансовым аккаунтам пользователей, чтобы использовать их в своих целях.        

Часто такие сайты-двойники имеют похожий с настоящим сайтом дизайн и структуру изложения материала, а также похожие доменные имена.

Чтобы защититься от такого вида мошенничества надо научиться распознавать сайты-двойники.

Прежде чем приобрести товар онлайн и вводить персональные данные проверьте адрес сайта, который указан на верхней строке браузера, убедитесь, что он начинается с английских букв и знаков «https://» и имеет пиктограмму замка, которая гарантирует безопасную передачу информации.

Проверьте доменное имя сайта, возможно обнаружите замену одной буквы на другую или дополнительный символ.

Обратите внимание на дизайн сайта и его содержание. Поддельный сайт, как правило, имеет некачественный дизайн и грамматические ошибки в текстах.

Попробуйте найти информацию о сайте в поисковых системах, например, «Яндекс», «Гугл» или на официальных форумах. Обычно люди делятся своим опытом попадания на мошенников и предупреждают о поддельных сайтах.

Сравните цены на товар и условия продажи на нескольких сайтах. Слишком низкая цена -признак, отличающий мошенников.

Получив электронное письмо со ссылкой на сайт, который вы не знаете или не доверяете, не переходите по ней. Лучше вручную введите адрес сайта в поисковую строку браузера.

Если веб-сайт представляет собой онлайн-магазин или компанию, убедитесь, что на нем представлены наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес регистрации и фактический адрес организации, реквизиты расчетного счета.

Настоящие сайты обычно имеют дополнительные функции безопасности, такие как возможность создания пользователем учетной записи с логином и паролем, опции настройки приватности, позволяющие задать правила и ограничения для доступа к персональным данным. С их помощью пользователь может выбирать, кому открывать информацию или ограничивать доступ к ней различными способами.

Разумная осторожность еще никому не повредила.

30. Плановые проверки контролирующих органов до 2030 года.

Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий в отношении предприятий и организаций, его согласования с органами прокуратуры, включения и исключения некоторых из них в течение года установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428.

Органы прокуратуры наделены полномочиями по оценке законности включения в план контрольных мероприятий.

При необходимости по предложению прокурора планы корректируются.

До 2030 года в план контрольных мероприятий включаются только объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, объекты II класса опасности, гидротехнические сооружения II класса.

  В этот же период не допускается включение в план проверок государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

  В отношении них по инициативе контролирующего органа может проводиться только профилактический визит продолжительностью один день, отказ учреждения от которого не допускается.

  Любая организация, включенная в план проверок, за 2 месяца до ее начала вправе обратиться в орган контроля с просьбой о проведении профилактического визита.

  Суть данного мероприятия — оказание помощи в устранении имеющихся недостатков в деятельности организации без применения мер административного воздействия.

  Профилактический визит должен быть выполнен не позднее 1 месяца до начала плановой проверки.

  В случае, если результаты визита окажутся действенными, контрольный орган может принять решение об исключении проверки из плана.

Решение, принятое органом контроля, может быть обжаловано в прокуратуру или суд.

31. Как и где рассматривают сообщения о фактах коррупции.

Под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, коммерческий подкуп, незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или других лиц и иные подобные действия.

Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и другие деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.

В основном, обращения о фактах коррупции рассматриваются в правоохранительных органах.

При наличии информации о коррупционных преступлений обращаться надо в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также в органы Следственного комитета России.

Если информация касается фактов нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащих признаков преступления, обращаться следует в органы прокуратуры Российской Федерации.

Поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, таких, например, как занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.

Результаты проверок прокуроров выражаются в устранении нарушений, привлечении виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.

Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции.

При поступлении в прокуратуру такие обращения направляются по подведомственности в один из правоохранительных органов.

Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.

32. Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.

33. Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанной в зависимости от региональных стандартов (ст. 159).

Законом Санкт-Петербурга «О региональных стандартах в жилищной сфере» установлено, субсидии предоставляются в случае, если расходы на оплату квартплаты превышают 14 % от совокупного дохода семьи.

Порядок предоставления субсидии регламентирован постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Правом получения субсидии обладают собственники, пользователи и наниматели жилых помещений любой формы собственности.

Обязательным условием оказания данной меры поддержки населения является отсутствие подтвержденной в судебном порядке непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг более чем за 3 последних года.

Заявление о предоставлении субсидии в Санкт-Петербурге следует подать в ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» (ул. Чайковского, д.46-48) лично, через многофункциональный центр либо посредством использования единого портала «Госуслуги».

Одновременно с заявлением предоставляются документы, подтверждающие право владения или пользования жильем (например, договор найма, выписка из Единого государственного реестра объектов недвижимости и т.п.); сведения о платежах, начисленных за последний перед подачей заявления месяц и о доходах заявителя и членов его семьи за последние 6 календарных месяцев.

После принятия решения, информация передается в ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» для реализации права.

Субсидия ежемесячно перечисляется на банковский счет или вклад получателя до востребования и выплачивается в течение 6 месяцев. Если материальное положение за истекший период времени не улучшится, за назначением субсидии можно обращаться повторно.

Отказ в назначении субсидии может быть обжалован в Жилищный комитет Санкт-Петербурга (пл. Островского, д. 11), аппарат вице-губернатора Санкт-Петербурга, курирующего вопросы жилищной политики (Смольный пр., д. 1, лит. Б), прокуратуру города (ул. Почтамтская, д. 1) или в суд.

34. Помощь в защите нарушенных жилищных и связанных с ними прав.

Чаще всего жилищные споры возникают в связи с выселением из жилья, приватизацией квартир, участием в региональных и федеральных целевых программах, постановкой на жилищный учет, выполнением работ по перепланировке помещения, постановкой на регистрационный учет по месту жительства.

Оказать помощь в восстановлении жилищных прав в Санкт-Петербурге могут следующие государственные органы.

Жилищный комитет Санкт-Петербурга рассматривает обращения о несогласии с отказом в предоставлении социальной выплаты на строительство и (или) приобретение жилья, в участии в целевых программах, включении дома в программу капремонта или нарушении сроков производства работ, включении в программу расселения коммунальных квартир, предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Названный Комитет находится на пл. Островского, д.11.

Органом государственного контроля в сфере жилищных правоотношений является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, должностные лица которой помимо контрольных полномочий обладают правом привлечения виновных лиц к административной ответственности и выдачей обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Именно они контролируют деятельность управляющих компаний, в т.ч. законности начисления коммунальных платежей, принятых общими собраниями собственников помещений в доме решений, выполнения работ по капитальному ремонту общедомового имущества. Инспекция находится на Малоохтинском пр., д.68А.

Территориальное управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу является органом государственного контроля федерального уровня, в т.ч. в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Сюда следует обращаться по вопросам качества коммунальных услуг, например, холодной воды или отопления, наличия насекомых и грызунов в доме, плохой организации приема жильцов дома и отказах в выдаче справок и иных документов. Находится Управление на Стремянной ул., д.19.

Кроме того, помощь в защите жилищных прав могут оказать и Администрации районов по месту жительства.

Здесь рассматривают обращения по вопросам постановки на жилищный учет, оценки законности перепланировки помещений и перевода жилого помещения в нежилое в доме, наличии жалоб на плохую уборку территории, в т.ч. вывоз мусора, также помогут узнать принадлежность территории конкретной организации из-за действий или бездействия которой причинен ущерб здоровью или имуществу, например, в случае прорыва теплотрассы.

Обращение в названные органы может быть сделано как устно, так и письменно, в т.ч. через официальный сайт органа или портал государственных услуг.

В обращении следует перечислить факты нарушений, указать место происшествия, приложив (при наличии) имеющиеся документы.

Принятое по обращению каждым из названных органов решение может быть обжаловано в органы прокуратуры или в суд.

35. Участие в образовании «фирмы-однодневки» уголовно наказуемо.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за образование так называемых «фирм-однодневок».

Такие юридические лица не обладают фактической самостоятельностью, поскольку создаются не для ведения предпринимательской деятельности, а для хищения и обналичивания денежных средств, уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов, совершения иных преступлений.

С целью ухода от ответственности фактический руководитель за плату регистрирует фирму на «номинального» директора, который зачастую лишь предоставляет для этого свои документы, не участвуя в ее деятельности.

Многие из таких граждан, передавая свои документы, даже не задумываются о последствиях собственных действий, желая только одного – получить плату за услугу.            

Например, по материалам одного из уголовных дел гражданин с целью легкого заработка предоставил свой паспорт малознакомым лицам для регистрации юридического лица, получив 15 тыс. рублей, за что и был осужден судом.

Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде 2 лет исправительных работ (ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса РФ).

К уголовной ответственности помимо «номинального директора» в равной степени может быть привлечен и фактический руководитель фиктивно созданного юридического лица, за что максимальное наказание предусмотрено уже в виде 5 лет лишения свободы (ст. 173.1 Уголовного кодекса РФ).

Судимость – не лучшее украшение биографии любого гражданина, поскольку отрицательно характеризует личность, влияет на возможность трудоустройства на некоторые должности, в т.ч. выборные, в случае совершения нового преступления признается отягчающим обстоятельством при оценке содеянного.

Адрес Муниципального образования Санкт-Петербурга Юго-Запад

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности