Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Алло, служба безопасности банка!»


«Алло, служба безопасности банка!»

Как не попасть в лапы телефонных мошенников и сберечь свои накопления

За последние два года участились случаи телефонных мошенничеств с банковскими картами. По данным исследований, 41% пострадавших россиян самостоятельно переводит деньги с карт злоумышленникам. Средний чек такой кражи – 17 тысяч рублей. Только в Петербурге в самый разгар весенней самоизоляции всего лишь одна группа мошенников сумела заполучить от горожан 20 миллионов рублей.

Ежедневно в Петербурге орудуют десятки телефонных лже-банкиров. Для своей работы они используют тысячи сим-карт и программное обеспечение, которые создают своими силами. Импровизированные колл-центры располагаются в съемных квартирах, которые сдаются посуточно. И каждый раз, замечая что граждане стали бдительнее, злоумышленники совершенствуют свои схемы и приемы психологического давления.

Вот наиболее распространенные схемы мошенничеств:

  1. Злоумышленник представляется сотрудником службы безопасности крупного банка России и сообщает, что зафиксирована попытка списания крупной суммы со счета клиента. «В целях безопасности» вор предлагает перевести все средства с карты на новый счет. Доверчивый гражданин переводит деньги по новым реквизитам на карту мошенников.
  2. Мошенники представляются другом или знакомым клиента, который попал в беду, и просят срочно выручить деньгами. Клиент переводит деньги по указанному счету обманщикам.
  3. Злоумышленники представляются сотрудниками Центробанка России и спрашивают, почему клиент не забирает положенный ему кешбэк от платежных систем Visa и Master Card. Чтобы получить «кешбэк», клиент должен сказать вору данные карты. В том числе те, которых достаточно для входа в интернет-банк или перевода сбережений на счет мошенника.
  4. Клиенту приходит смс с уведомлением о том, что его карта якобы заблокирована. Клиент звонит по номеру телефона, указанному в сообщении. А далее под предлогом проверки информации мошенник узнает все данные карты и выводит с нее деньги.

Мошенники постоянно придумывают всё новые способы, поэтому они начали использовать тему коронавируса, чтобы втереться в доверие к гражданам. Например, вам звонит незнакомый номер и просит личные данные для предоставления якобы господдержки или компенсации ущерба от вируса. Или присылают фейковые СМС о выписанном штрафе за нарушение, где просят немедленно оплатить его по номеру телефона или карты.

Также надо быть внимательным при подтверждении учетной записи на портале Госуслуг. Использовать стоит только официальные порталы и уполномоченные организации. Например, это можно сделать, бесплатно и быстро, в приложении своего банка.

Все эти виды мошенничеств происходят потому, что клиенты доверчиво относятся к финансовым операциям и добровольно отдают персональную информацию, которую нельзя передавать третьим лицами. Чтобы понимать, с кем вы общаетесь, действительно ли это сотрудник банка или мошенник, следует обратить внимание на следующее:

  • Если по телефону сообщают о несанкционированном списании, повесьте трубку и позвоните по официальному номеру «горячей линии» банка – номер вы можете найти в приложении или на обратной стороне карты. Удостоверьтесь, что несанкционированное списание имело место быть. Если сотрудник «горячей линии» опроверг эту информацию, можете не волноваться. Как правило при подозрительных списаниях банки сами блокируют карты и счета, и выводить деньги с них никуда не нужно. Как только ситуация прояснится, вы получите доступ к своим деньгам обратно.
  • Если деньги просит перевести якобы знакомый или друг, проверьте: перезвоните на его личный номер, который знаете вы. Не переводите деньги, пока не получите подтверждение от человека или его родственников.
  • Никогда клиентам, физическим лицам, не звонят представители Центробанка. Центральный банк регулирует деятельность банков – юридических лиц. И точно не занимается возвратом выдуманных «кешбэков».

Каждый клиент банка должен знать, какая финансовая информация является конфиденциальной и не должна разглашаться посторонним людям, даже сотрудникам банка в отделении. Петербуржцы хорошо запомнили, что ПИН-код от карты никому говорить и показывать нельзя. Однако украсть деньги с карты можно и без ПИН-кода.

Для того, чтобы вам перевели деньги, отправителю достаточно знать ваш номер карты или номер телефона. Вся остальная информация на пластике банковской карты должна оставаться конфиденциальной. Если на звонке лже-банкир спрашивает у вас срок действия карты, правильное написание имени и фамилии на карте, а самое главное – трехзначный код на обратной стороне (CVV-код), знайте, что он хочет получить доступ к вашему счету. Никогда не сообщайте эту информацию третьим лицам и держите карты в надежном месте! Не оставляйте их на столе и не передавайте в руки посторонним!

Очень часто телефонные мошенники выводят деньги со счета клиента через интернет-банк. Каждый клиент должен знать, что одноразовые пароли, которые приходят на телефон, также являются конфиденциальной информацией, которую нужно оберегать от посторонних ушей и глаз. Одноразовый пароль является простой электронной подписью клиента. Каждый раз, когда клиент вводит пароль - он «расписывается», дает свое согласие для каких-либо операций – перевод, списание или оформление банковских продуктов. Никогда не сообщайте одноразовый код телефонным «банкирам»!

К сожалению, в большинстве случаев, даже когда становиться очевидно, что гражданин попал на удочку мошенников, вернуть деньги не получится. Средства, которые вы перевели сами или у вас украли с помощью конфиденциальной информации, которую вы сообщили, невозможно вернуть за счет банка. Необходимо подать заявление в полицию и ждать результатов работы МВД.

Поэтому, призываем петербуржцев быть бдительными и показать эту информацию своим пожилым родственникам, детям и близким. Берегите свои финансы!

Информация предоставлена Кристиной Савиной, менеджером корпоративного отдела Почта Банка в Санкт-Петербурге.